- Томас (Thomas), Огастес
- (8.I.1857, Сент-Луис, Миссури - 12.VIII.1934, Найак, Нью-Йорк)драматург и театральный деятель, автор около 70 пьес, принесших ему славу одного из «грандов» американского развлекательного театра. Президент Академии искусств и литературы (1914–1915) и Ассоциации театральных продюсеров (1922–1925). Лауреат ряда премий в области драматургии.Начав работать с 9 лет, сменил множество профессий: был посыльным, служил в транспортной компании и на железной дороге, писал репортажи и делал зарисовки для газет, работал антрепренером. Еще в юности увлекся театром, играл в спектаклях любительских трупп, писал для них пьесы. Одна из них, «Громила» (The Burglar, 1889) - инсценировка популярного романа Ф. Бернетт «Громила Эдиты» (Editha's Burglar), - была с огромным успехом поставлена сначала в Бостоне, а затем и в Нью-Йорке. Репутация Томаса как умелого и кассового драматурга окончательно окрепла с постановкой его пьесы «Алабама» (Alabama, 1891), мелодраматический сюжет которой основан на материале времен Гражданской войны.Самый плодотворный период творчества Томаса - 1890-е гг., когда он создает «этнографические» мелодрамы, в которых традиционная любовная интрига развивается на региональном фоне и часто сочетается с интригой политической: «В Мизуре» (In Mizzoura, 1893, «Капитолий» (The Capitol, 1895), «Аризона» (Arizona, 1899) и др. Несколько неожиданной для Томаса, предпочитавшего американскую тематику, была историческая пьеса «Оливер Голдсмит» (Oliver Goldsmith, 1899), в которой воссоздан эпизод из жизни английского писателя и драматурга XVIII в.Всегда стремившийся к успеху у массового зрителя, Томас чутко реагировал на малейшие изменения общественного вкуса. Так, в популярной пьесе «Час колдовства» (The Witching Hour, 1907) он отказался от обязательного любовного сюжета, заменив его цепью невероятных событий в духе модного тогда оккультизма, а в драме «Как думает мужчина» (As'a Man Thinks, 1911) откликнулся на проблемы психологии брака. Эклектичные по своей сути, пьесы Томаса отличались увлекательным сюжетом, острым диалогом, живыми (хотя и одномерными) характерами и, как правило, пользовались успехом как у публики, так и у критики.А. Долинин
Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. Бычков М.Н.. 1990.